Памятка для родителей. Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать?
Сенсорное развитие — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях
и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится
воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения
в будущем.
Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга. Ранний возраст – это период
приобщения ребенка к познанию.
Ранее детство (1 – 3 лет) – возраст бурного развития движений ребенка, овладения
многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов
деятельности.
Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер, поэтому малышей
невозможно заставить слушать, смотреть, если им это неинтересно. Эти особенности
возраста не позволяют строить игры-занятия с детьми только на основе беседы или показа
обучающего материала. Авторитет взрослого также не может побудить малышей к
действиям, которые им неинтересны.
В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе
которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым.
Этого можно добиться:1) подбирая специальные дидактические игрушки, в основе
которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрёшки учат
дифференцировать предметы по величине; 2) организуя весёлые подвижные игры с
использованием разнообразных игрушек, в которых невозможно достичь цели без учёта
определённого признака предмета. Кроме этого, следует помнить о том, что малыши
предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами.
Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого
для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение
представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих
предметов, положении в пространстве и т.п.
Предлагаю игры-занятия для развития сенсорики:
- «Соберём пирамидку» – цель учить детей собирать пирамидку, ориентируясь на образец и
располагая кольца по убывающей величине. - «Весёлые матрёшки» – ребёнок учится выстраивать матрёшки по величине.
- «Большие и маленькие кубики» – дети учатся сравнивать два резко различающихся по
величине предмета: большой и маленький. - «Вкладыши»- Ребёнок учится соотносить величину и форму предметов, а так же
координировать действия руки и глаза. - «Разложи фигурки по домикам» – ребёнок учится сортировать предметы по форме.
- «Найди пару по форме» – учатся подбирать нужные формы методом зрительного
соотнесения. - «Прищепочки»- цель развить у детей раннего возраста тонкие движения пальцев.
- «Цветные кубики» – учит сравнивать предмет по цвету.
- «Ниточки для шариков» – цели: учить детей различать цвета по принципу «такой – не
такой», знакомить с названиями цветов. - И многие другие.
Успеха Вам в развитии сенсорики ваших малышей!
Стукан Ольга Леонидовна, воспитатель первой группы раннего возраста МБДОУ №12 «Березка»